Æ (alta_voce) wrote,
Æ
alta_voce

о бытовой эстетике (на примере автомобилей)

Этот красавец (был) припаркован среди бездарных своих потомков возле публичного парка в одном из пригородов.











Внутри. Скорости переключаются у руля, сиденья в идеальном состоянии. Вообще, очень ухоженный, единственная рана - та, что видна на предыдущей фотографии.


Сколько ему может быть лет? 50, как вы думаете? Номера, блямба техосмотра - все как положено. Но речь не о том.

Почему едва ли не любая старая машина выглядит сеньорской, а нынешние, даже не самые дешевые - плебейскими. Да пусть и дешевые. Я не верю, что за 15 тыс. или сколько там стоит самый дешевый новый ситроэн (рено, пежо) нельзя сделать их - не навороченнее, нет - красивее. Понятно, есть объективные требования, порождаемые высокими скоростями, но даже в их рамках можно было бы, кажется сделать что-то получше, чем рено какое-нибудь смехотворное твинго. Современные машины, безусловно, совершеннее технически, послушнее (если не заедает компьютер, кхе-кхе), безопаснее, но я не верю, что они некрасивы из-за того, что фирмы экономят на дизайне. Они не экономят на нем, а его обуздывают - таково мое искреннее убеждение. Рено и Ситроэн не могут произвести машину с захватывающим дух дизайном по той же причине, по какой в магазине C&А не отыщешь клешей в 50 см. С одной стороны, рынок консервативен, конечно. А с другой, элегантные, необычные дешевые машины (или штаны) нашли бы покупателя, нет сомнений. Но кто же пойдет в бутик за штанами в 500 руБ., если их можно купить в общем магазине за 50? Это и есть, думаю, объяснение феномена. В прежние времена были запреты на цвет. Многоцветное узорное платье в Европе могла, допустим, носить только высшая знать. В эпоху акриловых красок цвет уже не обуздаешь, потому запрет на форму.

Перелом наступил в 50-е, мне кажется. Знаменитая DS (сам Барт писан о ней в "мифологиях"), которую еще можно изредка встретить на дорогах Франции, и которая до сих пор производит впечатление,






совершила, якобы, переворот в дизайне. На самом деле, переворот этот загублен и задавлен. Следующие модели ситроэна уже гораздо хуже, дальше - больше. В дизайн-импотенцию не верю. Казалось бы, ерунда, лишь бы ездила консервная банка. Но все не так просто. Это существо, пусть примитивное, которому мы вручаем бренные телеса и, значит, отчасти, душу.

Чтобы провести исследование на должном уровне, нужно, конечно, как следует выяснять имена дизайнеров, историческую конъюнктуру и т.д. Бестеселлерный прожект для бойких журналистов. Пока же любым комментариям буду рада, так же как ссылках на удачный современный бытовой и не только дизайн, ибо тема (не журнализм) в работе.
Tags: things, культурологические спекуляции
Subscribe

  • Тетеньки и пр.

    Обычное польское объявление о съеме курортного жилья выглядит так: "Семья с двумя ангелочками (вариант: две барышни без чуваков и спиногрызов)…

  • Cahors / Кагор

    Кагор – город, известный двумя главными достопримечательностями: кафедралом и мостом. Ожидаешь увидеть их рядом, в старой части города, но…

  • Saint-Cirq-Lapopie / Сан-Сирк-Ляпопи

    «Невозможная роза в ночи», - назвал Сан-Сирк заведший себе там дачку Андре Бретон. В ночи мы там не были, были днем, и, откровенно…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 47 comments

  • Тетеньки и пр.

    Обычное польское объявление о съеме курортного жилья выглядит так: "Семья с двумя ангелочками (вариант: две барышни без чуваков и спиногрызов)…

  • Cahors / Кагор

    Кагор – город, известный двумя главными достопримечательностями: кафедралом и мостом. Ожидаешь увидеть их рядом, в старой части города, но…

  • Saint-Cirq-Lapopie / Сан-Сирк-Ляпопи

    «Невозможная роза в ночи», - назвал Сан-Сирк заведший себе там дачку Андре Бретон. В ночи мы там не были, были днем, и, откровенно…