Æ (alta_voce) wrote,
Æ
alta_voce

Category:

Douce Gaule

Поскольку некоторое время назад случилось прибавить к своей непростой национальной сущности еще и эту, пора разобраться с этно-символикой и корнями.
Начнем с простого, жизненного и насущного: французские форумы полны вопросами: были у галлов на шлемах крылышки или это все придумали Юдерзо и Госинни.Сразу скажу: не придумали, но взглянем, в буквальном смысле, на кое-какие детали.

Вот характерный эпизод славного комикса: решив прекратить деятельность ваятеля менгиров и стать воином, как Астерикс, Обеликс немедленно заказывает себе шлем с крылышками.



Разумеется, вклад Ю. И Г.в популяризацию именно такого галльского костюма неоценим. Достаточно взглянуть на костюмы, предлагаемые для маскарадов, в серьезном и мультяшном вариантах.





Откуда же Ю. и Г. (к слову, не галлы этнически) взяли идею крылышек? Вот, думаю, откуда. Марка сигарет «Голуаз» появилась примерно в 1910 г., а характеристический шлем с крылышками в качестве эмблемы – не позднее 1925 (творение художника Мориса Жио).



Попробуем пойти дальше. Где же прототип сигаретного шлема и как, собственно, выглядели кельтские шлемы?




Музеи мира позволяют лицезреть некое количество кельтских шлемов различных моделей. Среди них попадаются шлемы с металлическими наушниками. Эти наушники, вроде бы, не всегда крепились жестко и во время быстрой верховой езды могли подниматься в воздух. Взглянем, допустим на статую Верцингеторикса из Клермон-Феррана (открытие – 1903). Скульптор, кстати говоря, Бартольди. Мне кажется, или у него все на одно лицо?



Но, кажется, среди канонических изображений можно найти такие, которые визуально гораздо ближе к кельтскому шлему в сигаретно-комиксном виде. Существуют изображения Гермеса, вроде приведенного ниже. Вот он, примерно, наш шлем.



Казалось бы, круг замкнулся, ничего удивительного. В IVв. до н.э. кельты ходили на Рим. Из долины По, которая по-немецки называется Poebene. Царили же тогда повсеместно этруски, так что сами понимаете. В III в. до н.э. кельты разорили Дельфы. Разумеется, могли перенять некоторые детали. И получается, что из греко-римского мира мне, несмотря на свежеприобретенные корни, выйти так и не получилось.
Но проблема в том, что крылатый шлем – вовсе не обязательный аксессуар Гермеса. Важнее а) кадуцей и б) сандалии. Соответственно, вопросы только множатся. Не было ли обратного влияния? Крылышки на сандалиях – просто шпоры, кадуцей – уже что-то моисеево скорее, чем аполлоново. Кстати, кельтские шлемы частенько бывали с рогами, а не с крылышками.



Напоследок взглянем на такой критерий истины как торговля. Торговый дом «Гермес» основан человеком по фамилии Гермес, а не неополитеистической сектой, и был не храмом духа, а не очень дорогим предприятием, производившим товары для верховой езды. Никакого кадуцея на эмблеме. Но взглянем на форму коляски.



Что из всего этого следует? Исчезновение есть растворение. Возникновение есть кристаллизация. Настоящий кельтский символ – штаны, а не шлем. Я остаюсь в своем пространстве, но, по завету Трисмегиста, продолжаю вглядываться и вслушиваться.
Tags: история, культурологические спекуляции, религия
Subscribe

  • Клермон-Ферран - I

    Публика любит позлорадствовать: что за город? Скучный, нет ничего интересного ни внутри, ни снаружи. Это совсем не правда. Во-первых, отсюда…

  • конец эпохи

    Отправила роман пока что на родственное чтение. Если все в порядке, через пару месяцев пойдет друзьям и другим заинтересованным лицам. И еще через…

  • Тетеньки и пр.

    Обычное польское объявление о съеме курортного жилья выглядит так: "Семья с двумя ангелочками (вариант: две барышни без чуваков и спиногрызов)…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments