Начало – грубая база из крепкого камня.
Насколько полет будет высок, а падение низко – не важно. Китчевый товар в религиозных лавках не есть падение. Религиозные символы не должны быть дорогими. Напротив.
Скала обтесана только всемирным потопом, пещеры идеальны. Тонкие веточки свисают – растения сумели вырасти на камне, и никто не будет их охаживать секатором и обклеивать блестками.
Что касается базилики и прочих сакральных строений – я боялась, будет хуже. Это совсем не диснейленд. Все сделано честно, стильно, на века. Достойный средний слой, отделяющий камень грота от мишуры сувенирных лавок.
Общий смысл подобных мест раскрыт в одном известном романе, и я не имею в виду Золя. Резюме в двух словах: все дело в концентрации. (Сверх)естественна ли концентрация или нагромождена ловкими попами на пустом месте – это не так важно. Однажды возникнув, она останется здесь. Если и не навсегда, то очень надолго.
Даже если представление затеяли, по теории мадам Б., низшие развоплощенные духи, мимикрировав под Марию – такую, как она представляется католикам, не всегда умеющим отличить своих от чужих, при всей строгости процедур верификации. Католицизм естественным образом склонен к эвокации. Даже если изначально явления представляли нечто чуждое, сегодня они поглощены и стали частью целого. Проекция не должна быть тождественна оригиналу, у истины и у богов – множество лиц и личин – это следовало бы понимать тем, кто считает себя мистиками. Даже здесь, в недрах от недр грота, истина наматывается кольцами.
Интерлюдия
Индеец-гид в Мексике слышал, что во Франции есть нечто аналогичное Гвадалупе, но был очень поражен, узнав, что Гвадалупа случилась гораздо раньше. Конечно, все старосветское должно быть старше.
История места коротка и печальна. По этому поводу можно почитать – здесь хотя бы и Золя – и посокрушаться над несчастной судьбой пастушки Бернадетты, заживо похороненной в монастыре, замертво растащенной по мощам.
Ночная процессия со свечами в бумажных стаканчиках специальной формы: в долине свищет ветер, как обычно.
Действо впечатляет. Клир и мир смешаны. Все идут в единой процессии. Языки смешаны, цвета. В процессии движутся люди, которые могут идти, люди, которые могут сидеть, люди, которые могут только лежать, но, возможно, летят.
Поставить свечку в базилике и многочисленных часовнях невозможно. Для свеч отведено огражденное пространство снаружи, видом, запахом и духом напоминающее погребальный гат в Бенаресе. Любой огонь зажигается во славу всех святых.
Детали фасада
Лестница ведет к верхнему, более старому храму
Вид сверху на площадь перед религиозным кварталом. На горе виден замок. Неподалеку от подножия горы жила Бернадетта. Ее дом увидим позже.
В базилике
Наверху отдельный коронованный мир
Это все наверху. Целая площадь.
Скала, переходящая в стену базилики
Правый бок базилики, речка Гав-де-По. Полукруг скамеек ориентирован на грот.
Вотивное
Наверху, в часовне, фрагменты мощей св. Бернадетты. Явленная сущность не обещала ей счастья.
Выход из часовни.
За реликварием
Строения по ту сторону речки По - тоже религиозного предназначения
Свечки.
Можно поставить онлайн
Все форматы
Свечная аллея. Люди в перчатках поддерживают чистоту
Вот так она и явилась. Дырка и статуя - ниже человеческого роста
Скала продолжает плакать
Чудотворный источник за стеклом, спровоцировавшим автопортрет. Планировала явиться в юбке! Но мы попали туда на день раньше, чем предполагалось.
Святая святых тсссс. Здесь все и было. И продолжается.
Духовные пути неисповедимы.
Здесь набирают воду
Лурд (лавки и отели)
Емкости для святой воды. Саму воду продавать запрещено
Лурд (прочий город) в картинках
Речка и замок
Ночное шествие со свечами
Дом Бернадетты не так уж убог
Могла быть совсем другая история
Еще один дом. Т.е. их было два
Спасибо за внимание.