Отсюда же, пожалуй, становится понятно, откуда есть пошло московское метро как идея украшательства подземного несакрального сооружения. Но здесь Второй Рим даст солидную фору Третьему, как минимум, по следующим пунктам: а) в старину хорошая работа была, а не показушная и б) цистерна, в отличие от, не предназначалась для созерцания, это техническое сооружение. Нечто сделано хорошо и с эстетическим избытком просто потому, что так и следует делать вещи: коринфские ордера на кривых рассыпающихся колоннах ваять не станешь.
Если в мире есть одна безусловная новизна – это одноразовость, недоделанность, повсеместное низкое качество, несмотря на взлет технического прогресса, «мотыльковость», запланированное отсутствие перспективы. Как будто уже конец времен. Даже и если, надо же оставить от эпохи хоть какие-нибудь надгробные стоунхенджи.
Вроде бы и гнусноватая империя была, но строила не на века даже – на тысячелетия, что оправдывает многое.
За каноном следуется сакральность, если помещение не было освящено: качественное строительство, надлежащий уход сами по себе индуцируют задумчивость, граничащую с медитативностью. К этому звуковое сопровождение (классическая музыка, шум капель), умеренная необъяснимость, и успех обеспечен.
Две головы Медузы в качестве пьедесталов колонн, причем одна – вверх ногами, а другая – на боку, без объяснений, почему так, потому что объяснения остались в эпохе, которой больше нет. Были ли это головы двух парных колоссальный статуй, реутилизованные и из суеверия перевернутые, или помещение все-таки имело тайное сакральное предназначение – теперь уже не важно, все версии истинны, потому что все течет, не исключая воды в цистерне, иначе бы там не водились жирные беззаботные карпы.