Попробую все-таки что-то показать, хотя ce n'est plus Byzance, это более не символ роскоши, а символ расплаты и перемен.
При Византии, понятно, не было минаретов, а заодно и мелких зданий вокруг, а также контрфорсов, за кои туркам спасибо, ибо иначе сооружение угрожало рухнуть.
Чуждое вблизи: контрфорсы, минарет.
Нартекс.
Потолок нартекса. Это, если не ошибаюсь, оригинальные мозаики VI в., не оскорбившие ни иконокластов, ни мусульма.
Входим в неф. Порфир, мрамор, реставрация, мусульманский фанерный щит.
Задрав голову, которая больше уже, кажется, не опустится.
Купол. В середину забралась вязь (левши, блин), но фигуры по четырем углам относительно уцелели.
Алтарь и михраб. Первый сориентирован на восток, второй - на Мекку, т.е. юго-восток.
Омфал, место коронации императоров. Двумерно, да.
Мария и Аллах.
Размах передать не удается, как ни крутись.
Посмотрим в телеобъектив.
Удается добраться до купола, минуя леса.
И опять вниз.
Двери, которые до 4-го крестового похода были сделаны из дерева Ноева ковчега.
И тут начинается настоящий аттракцион - подъем в галереи второго яруса. Никакой лестницы! По этой мощеной дороге могла проехать повозка.
В галерее.
Вид нефа из галереи.
Или вот так. Заодно любопытствуем изнанкой аллахова щита.
Мраморная дверь в верхней галерее.
И мозаики южной галереи.
Богородица между Иоанном II Комниным и императрицей Ириной Венгерской.
Сбоку заметен сынок, кажется Алексий, а не Мануил.
Зоя, добрая Августа с третьим мужем Константином Мономахом. Двое предыдущих тоже были императорами.
Люстра вблизи.
Было открыто окно, и мы уж выглянули. Таласса, однако.
Мы опять внизу. И вот он, кот ученый. София все-таки, как бы над ней ни измывались.
Снаружи - обломки доюстиниановой Айя-Софии.
По модулю овечек - чистый театрализованный Рим.
Зады Айя-Софии.
Больше картинок - здесь.
Спасибо за внимание!