Æ (alta_voce) wrote,
Æ
alta_voce

Мексика 2013 - ударим автопробегом все по тому же

Первая часть новейших мексиканских заметок будет практической. Или юмористической - текст подскажет. Из Мексики писать об этом не хотелось. Сейчас понятно, что трагедии удалось избежать, и ограничений больше нет.

0. Выбор способа передвижения. Решили снять машину, даже если а) водить в специфической стране слегка страшновато и б) цена средней паршивости машины с полной страховкой вознеслась, если не ошибаюсь, до 1400+ US$. По опыту 10-летней давности помнилось, что в автобусах тоже бывает страшновато. Кроме того, автобусы и такси далеко не бесплатны, а нас четверо.

1. Europcar в Мезоамерике. После трех полетов (Бордо-Париж-Хьюстон-Мехико) мы были, вестимо, не слишком в форме, но взбодрились, увидев в конце тоннеля терминала надпись Europcar, а под ней - будто бы открытую дверь. Зрение не обмануло: дверь, действительно, была открыта. Но за стойкой не было никого и ничего, кроме еще одной, на этот раз закрытой двери. Половина первого ночи по местному времени. Бюро работает 24/24.

Ждем. Спрашиваем в других, открытых агентствах. Думаем о такси. Наконец Ю. дозванивается. Оказывается, открыто на 1-м терминале, а мы находимся на 2-м. ОК, в заказе четко значились номер терминала и время прибытия, ОК. За нами обещают приехать через 5 минут! И действительно приезжают через полчаса, зато в минибусе. Между двумя терминалами аэропорта Мехико - хороший такой десятиминутный пробег, и вот мы в облезлой будке оформляем бумаги. Между делом включаем GPS со свежекупленной мексиканской картой. Ура! работает!

Перед тем, как начать грузить вещи в нечто смутно-серебристое, Ю. догадывается заглянуть в салон. В заказе четко значилось, что нам нужна ручная передача. Конечно, нам выдали автомат. Последовали минут 15 препирательств на broken spanlish, в результате которых выяснилось, что ручных машин на момент нет. Завтра, так и быть, пригонят из Пуэблы.

Единственный мой опыт вождения автоматической машины в буквальном смысле невелик - это был смарт, выданный взамен моего мерседеса, пока тот болтался в гараже. Тогда мне наскоро объяснили значение меток под рукояткой, и я, скрипя всеми частями себя и несчастного смарта, поехала. Нужно было проехать 2 с половиной км от гаража до шарашки и столько же назад. Мой тогдашний въезд на паркинг шарашки оная шарашка помнит до сих пор, а прошло уже 3 года. Значение букв возле рукоятки я успела давно забыть. Мехико, ночь, три полета.

К счастью, с нами был В., инженер и сын инженера. Инструктаж по значению букв он прошел достаточно недавно, так же как и теорию левой ноги, которую лучше поместить под сиденье. Дядя В. как-то попал в тяжелую аварию, потому что в горах, на съемном автомате, желая сменить скорость, дал левой ногой по тормозу вместо несуществующего сцепления. Я наскоро поделилась впечатлениями десятилетней давности про vibradores (про них будет отдельный параграф), и мы поехали. По счастью, город был пуст.

Если бы, как планировалось изначально, я решила озаглавить первую заметку "мексиканский хаос", здесь был бы уместен пассаж об отеле, который пришлось перебронировать где-то между Хьюстоном и Мехико, потому что в изначальном нам зарезервирали один номер вместо двух, сейчас же скажу только, что мы благополучно прибыли в центр Мехико, и отель взял на себя труды по парковке машины.

На следующий день мы акклиматизировались и гуляли по центру. В машину решили сесть, только чтобы ее заменить, но трогать ее не довелось: предполагая подвох, мы догадались позвонить в агентство. Вернее, попросили рецепционистку, потому что по-английски говорить отказались. Проблемы были не только с языком, но и с машиной. Ее не было.

На второй день мы отправились на пирамиды - это около 50 км от центра Мехико. На том же автомате - а куда деваться? До пирамид вел В. От пирамид и до отеля, потренировавшись на паркинге, - я, с левой ногой под сиденьем. Я герой, конечно: 50 км! на автомате! в Мехико! Рецепционистка уже знала, чего мы от нее ждем, это был третий звонок на день и шестой, наверное, с самого начала. Вечером мы оставили жалобу на сайте европкара. Тут нужно понять, что если бы дело происходило в США, я бы не стала роптать, а спокойно поучилась. Но это же Мексика, амигос! К тому же автоматическая коробка работала очень плохо; например, переключалась в самые неподходящие моменты, сильно тормозя при этом машину. А сзади кабальеро не дремлют.

Еще через день мы ездили в Койоакан, к Фриде. Это всего около 10 км от центра, ехали часа 2. На картинке можно видеть высоту над уровнем моря и скорость движения.



Вечером неожиданно позвонили из европкара и сказали, что машину можно забирать. На следующий день мы собирались уезжать из Мехико и решили, что новую машину нужно опробовать, прежде чем гнать на ней на большие расстояния. Перезвонили в европкар. Не отвечают. Все-таки решили ехать.

По дороге чуть не вмазались в стенку на выходе с периферика, потому что un кабальеро блокировал выход своим большим и ржавым. Кое-как дотянувшись до европкара, уткнулись в закрытые ворота. 24/24, как мы помним. И 7/7. Звоним по телефону, никого. Неожиданно подъезжает машина, выходят двое. Может, ужинать ездили, разве нельзя? Нам меняют машину на, действительно, пуэбльскую, загоняем ее в отель. Катарсис? Не тут-то было!

2. В полет на "Самсунге", как умеешь Обе машины были модели - Renault Scala, такой в Европе нет. На самом деле, это не рено, а самсунг. Экземпляры попались немолодые - около 50 тыс. каждый, в Европе съемных машин с таким пробегом просто нет. Но нам что надо? Чтобы ехала, надо нам. Мы же помним, сколько за нее заплатили. За приличную модель было бы под 3 тыс. баксов. В., гнавший машину от европкара, очень ее похвалил. Автомат-то, как сказано, был совсем неуправляемый. Поутру, на выезде из Мехико, за руль села я. Машина не завелась. Здесь почти заканчивается длинная история любви к европкару и начинается короткий скетч нашего идиотизма. Хочешь сцепление - получи его!

На этом мы и катались.


Мужественно дочитавшие до этой точки уже, наверное, все поняли. Мы же поставили логичный диагноз - зажигание - и стали звонить в европкар, понимая, что автомата нам все-таки не избежать. В., инженер и сын инженера, открыл капот и стал одолженной у сторожа палкой стучать в правильных местах. Именно в тот момент, как Ю. дозвонился до европкара, В. завел мотор. Минуты 2 мы совещались, ехать ли менять машину. Тут опять же нельзя забывать, что дело происходило в Мехико. Каждый прогон на 10 км - лишние 2 часа. Нужно также помнить, что нам удалось урвать единственный на всю Мексику мануал. Решаем ехать как есть. В., инженер и пр., обнадежил, что проблемы с зажиганием могут и не повториться. Остановку на пути в Морелию, на всякий случай, решаем делать в Толуке, где, как сообщил нам контракт, имеется бюро европкара. В Толуке заруливаю на estacionamento publico. Парковочное место на возвышении, машина глохнет. На место мы заталкиваем ее уже вручную. В. берется за палку, подаренную щедрым сторожем за 10 песо, Ю. звонит в европкар. Мне, видимо, полагалось заламывать руки или нервно курить, но не помню уже, что я там делала. Кажется, читала lonely planet.

Всего-то через час вместо обещанных 40 минут в паркинг въезжает легковая машина с юношей и девушкой на борту. Юноша, широко улыбаясь, говорит, что он из европкара. А мы-то ждали эвакуатор в цветных лампочках и с сиреной. Еще через минуту нам становится стыдно. Оба мы с В., потомственным инженером, конечно, знали, что заводить старые машины нужно выжимая сцепление. В отеле В. случайно так и сделал, потому и завелась. Пусть сейчас моя собственная машина несколько удивляется, почему я изо всех сил луплю по ее безвинным педалям и дергаю за деликатную рукоятку, но больше мы с ветераном корейско-мексиканской индустрии проблем не имели, несмотря на отчаянный квест местных дорог.

3. Vibradores. Этим подходящим словом называется предмет, именуемый во Франции ralentisseur ("замедлитель"), а в России, кажется, - лежачий полицейский. Этот коп так же велик и толст, как все в Мексике и, сообразуясь с испанским названием, способен отыметь до печенок не только всех, кто находится в машине, но и саму машину. Сначала В., из династии инженеров, решил, что ужасный скрежет в процессе проезда через вибрадор исходит от выхлопной трубы. Но нет, логически и сенсорно он исходил от брюха машины. Когда передние колеса проходят через вибрадор, машина елозит по нему брюхом, потому что посадка гораздо меньше диаметра вибрадора. Это бетонный полуцилиндр, сантиметров 15-20 в диаметре. Обычно их красят желтой краской, но иногда и не красят. Один такой я заметила в последний момент. Сильно запахло паленой резиной...
Видимо, не врут, что самсунг лучше айфона.

4. Nid de poule (гнездо курицы) - так В. называл крупные дырки в асфальте, объяснив, откуда они берутся: какие-то слои размываются. Первые втреченные на пути гнездышки, действительно, подходили по размеру под ложе среднеупитанной несушки - видимо, в Мехико хорошо следят за дорожным покрытием. Когда мы из Мехико выехали, про очередную яму я заметила, что она напоминает, скорее, nid de dinde - гнездо индюшки, В. ответил, что термин менять нельзя , но вскоре сам отказался от канона. В нашей классификации появились гнезда коров, слонов и, под конец, драконов. Преимущества драконьих гнезд перед вибрадорами в том, что первые иногда удается объехать.

5. Умники и дороги Въезды/выезды автопист - местных скоростных дорог - могут быть не только справа, но и слева - это я заприметила еще 10 лет тому. Вибрадоров и драконьих гнезд на скоростных меньше, но все-таки они попадаются. Если разрешенная скорость резко меняется со 120 до 40 - жди не одно, так другое. Но если, действительно, едешь 70 (не 40 же!) - аварии не избежать: превышают все, не в 2 раза, так в 3. С прежней поездки мексиканцы запомнились спокойными, неторопливыми водителями. Видимо, благосостояние выросло, либо спокойные все погибли в катастрофах.

Поворотники как концепция отсутствуют. В критических случаях через окно высовывается рука. Я тоже так делала; главное вовремя ее убрать, оторвет же. Многие водители ездят с постоянно включенными аварийными огнями, что значит "я джигит!"

Главные дорожные пакости подстерегают в маленьких городках. Когда в городе Патцкуаро ЖПС показал, что мы едем посреди озера, мы только поухмылялись: с нами была испаноязычная дама, и удалось спросить дорогу у местных. Но воды все-таки объяли до души и выше. ЖПС загнал нас на горки, вымощенные острыми камнями, когда разверзлись хляби. Это был настоящий тропический ливень с градом, с немедленно образовавшимися горными реками, полными грязной жижи. Через эти потоки пришлось проехать несколько раз. Когда я вылезла из машины, чтобы передать руль В. (нервно покурить не было никакой возможности), уровень бурлящей жижи оказался по щиколотку. Стал понятен смысл именно острых камней в мостовой: порвать шину менее опасно, чем уплыть. Вот как это выглядело уже на автописте ( в городке нам было не до летописей):



В еще более ядреной ситуации мы оказались в городке Сан Мигель де Альенде. Вроде бы он достаточно плоский, но на выезде ЖПС загнал на кривые горки, вымощенные опять же острыми камнями. Я равнинный житель. Впрочем, уклон минимум в 40° насторожил бы, пожалуй, кого угодно. В нормальных странах это превратили бы в живописную лестницу, а не в автодорогу. Так вот, они еще и двусторонние. На взлете на одну из горок дорогу перегородил спускающийся автобус. В. прижался к тому, что там вместо обочины. Когда автобус сполз, оказалось, что мы застряли: маломощная машина отказывалась стартовать под таким углом и глохла. Спускаться вниз задом наперед тоже не выпадало: слишком высоко, узко, криво. В. применил все свое инженерское знание и реакцию, чтобы заставить взлететь нашу кастрюлю. Хозяйке на заметку: газ надо выжимать вместе со сцеплением на нейтралке - тогда колеса не связаны с двигателем, и он разгоняется до бОльших оборотов, чем на скорости, потом следует молниеносно снять машину с ручника и со всей дури дать по газам. С автоматом такие манипуляции, естественно, не проходят. Тайная тонкость состояла в том, что просто тормоз тоже нужно было держать - на одном ручнике машина скатывалась. 2 ноги на 3 педали одновременно. Местные поглядывали на бестолковых гринго со снисходительными улыбочками. Если бы мы сорвали тормоз или сцепление, им бы тоже не поздоровилось. Им самим или их домам. Тем же вечером В. заболел.

Еще были:
- большая мертвая собака на средней полосе трехполосной автописты с плотным трафиком, надо ли говорить, что дистанции никто не соблюдает; я за рулем: прыжок точно между двумя машинами левой полосы, прыжок назад.
- грузовик, не позволяющий въехать на автописту; я на полной скорости, останавливаюсь в полуметре от него. Оба показываем фак.
- поезд, проносящийся на полной скорости в полуметре от хвоста нашей машины; мы-то знаем, что железные дороги остались в героическом мексиканском прошлом, так вот грузовые по-прежнему существуют, хотя рельсы наполовину занесены землей, ни светофоров, ни шлагбаумов.
- еще всякое по мелочам.

Дело, конечно, в отсутствии специфической практики и общем шоке. В Такско мы были готовы к тому, что город горный и сняли отель на обочине главной дороги - тоже хороший такой серпантин. Город же Такско во всех смыслах круче Сан Мигеля - уклон достигает 60°. В цивилизованной стране половину улиц превратили бы в лестницы, другую - в подъемники. Да и там на самые ядреные участки способны взобраться только такси, фольксвагены-жуки, особенно в дождь, ползут себе по острым камням. Дети ехали на таком к статуе Христа. В машине нет ремней безопасности. Водитель одной рукой держит руль, другой - мобильник.

На равнинных улицах Такско


Вид из отеля на Такско. Немного заметна статуя Христа (в зелени, под верхними проводами)


На этом сегодня закончим.

Апдейт. Рядовой перегон в Мексике (из Керетаро в Такско, примерно). Высота 3043 м.
Tags: Мексика, житейское, путешествия
Subscribe

  • Тетеньки и пр.

    Обычное польское объявление о съеме курортного жилья выглядит так: "Семья с двумя ангелочками (вариант: две барышни без чуваков и спиногрызов)…

  • Облетевшие листья

    Я добралась до двухнедельных каникул и даже ликвидировала огромную задолженность по проверке домашек. Вот чем, в частности, я занимаюсь сейчас:…

  • К 135-летию

    Не замечала, что у Гумилева был такой профиль. Анфас - поэт, в профиль - нет.

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 22 comments

  • Тетеньки и пр.

    Обычное польское объявление о съеме курортного жилья выглядит так: "Семья с двумя ангелочками (вариант: две барышни без чуваков и спиногрызов)…

  • Облетевшие листья

    Я добралась до двухнедельных каникул и даже ликвидировала огромную задолженность по проверке домашек. Вот чем, в частности, я занимаюсь сейчас:…

  • К 135-летию

    Не замечала, что у Гумилева был такой профиль. Анфас - поэт, в профиль - нет.