В воскресенье, как только самолет коснулся земли, я включила 3G, и в казенную мобилу стали грузиться сотни нечитанных казенных мейлов, стало ясно, что служба церковная способна восторжествовать над службой рабской. Жертвы тяжелы, увы. Это было мрачное, но очень контрастное зрелище.
Черный священник в простом белом, практически монашеском одеянии говорил с сильным португальским акцентом все, что положено говорить в таких случаях. Вся семья - небольшие брюнеты. Дамьян - высокий блондин. С самого начала был не таким, как другие в семье. Чтобы выносить его, мать должна была пролежать все беременность в постели. Четверо детей (хвала небесам) у осиротевшей матери, только с этим сыном было такое. И родился вот блондином, совершенно здоровым, но замечали: не такой. Родился, кстати, в Алжире, такие запоздалые pied noir. Семья уехала в провинциальную Францию уже когда Дамьян был в 6-м классе. Несколько раз переезжали. Всюду первый ученик. Плюс музыкальность. Начало великой биографии? Конец мы уже знаем, но попробуем проследить середину.
Учился в случайной провинциальной инженерной школе, играл на саксофоне, был бессменным дискжокеем - это рассказывают однокашники - при этом очень стеснительным человеком (это свойство примечали все). Когда закончил школу, уехал на год на Таити (!) Чем занимался там, толком непонятно. Вернулся, что, возможно, и не странно, но, поразив родню, устроился на службу в прототип Шарашки в Париже. Семья была твердо убеждена, что вырастила богему, и ничего, кажется, не имела против, и тут такой поворот. Оттрубив десять лет в Париже и выслужившись до менеджера мелкого звена, Дамьян пожелал перевестись в Бордо. Никаких связей у него, кроме рабочих, как я поняла здесь не было. Работу ни разу не менял, только вот перевелся в другое отделение той же шарашки, менявшей время от времени названия.
Я познакомилась с ним еще в парижский его период, когда он при всякой возможности приезжал в командировки в Бордо и присматривался. Ну и я присматривалась, как ко всем прочим, это профессиональное. Да, менеджер - презренное в целом сословье, но с этом случае имелся а) менеджер, выросший из инженеров (значит, с понятием) и б) один из немногих менеджеров с человеческим лицом. Человечность не всегда привлекательна внешне. Очень сутулый, практически скрюченный, весь в родинках и бородавках, сучковатый. По виду - старый холостяк. Такого бы обиходить, выпрямить, чтобы смотрел не под ноги, а на небо... Объявление о том, что родилась Элеонор, было несколько неожиданным. Когда успел? Это же, как оказалось сегодня, не поняла и семья. О предыдущих любовных историях семье было ничего не известно. Это, конечно, не значит, что их не было.
Элеонор и мать ее Карин я видела с полгода тому на пляже, во время дурацкой вылазки с целью показать нашим марокканцам наш регион. Кругленькая маленькая Карин, похожая на немецкую куклу Элеонор, мужественно топавшая по песку на крепких ножках. Тогда ей было 2, сейчас - 2 с половиной. В целом семья производила приятное нордическое впечатление. Теперь Карин осталась без средств к существованию. Деньги, конечно, какие-то собираются, социал, страховки, семья...
Сестра - тоже Карин - через К, а не через С - достаточно редкое имя для Франции. Обе Карины плакали. Больше из семьи не плакал никто, а там и бабушки еще, в основном, живы. Из шарашки плакали многие. По причинам, цинично допускаю, достаточно сложным.
До этого момента шарашка переживала свой золотой век не потому, что процветала финансово, а потому что сотрудники были молоды, и смерть если и существовала, то где-то далеко. Поэтому без проецирования ситуации на себя, конечно, не обходилось. Райский забор взломан, смерть ворвалась внутрь и спокойно разгуливает, выбирая следующую жертву.
Мои мысли были о другом: благополучный мор; опять вместо меня. Самое главное: неожиданно с этой смертью в мертвый мир шарашки проникла жизнь. Оказывается, мертвый виртуальный мир, существование коего признается (позволим тавтологию) только ради средств к существованию, и живой мир религии пересекаются.
Катафалк - очень аккуратный, небольшой, темно-бежевого оттенка, в городе и не поймешь, что это такое - микроавтобус как микроавтобус. Когда служба закончилась и гроб стали освобождать от цветов и венков, чтобы приготовить к выносу, приятная сотрудница бюро ритуальных услуг подняла крышку "багажника" и осталась стоять под ней, прячась от сильного дождя. Внутри все очень эргономично.
Я потеряла свою машину и долго искала ее под дождем. Когда идешь ОТ церкви, она уже не способна служить ориентиром.