Æ (alta_voce) wrote,
Æ
alta_voce

Бомбей - религиозное - 3 - Махалакшми

Покажу, пожалуй, еще кусочек Индии. Этого добра у меня еще много, вот только времени совсем мало.

Лакшми - богиня богатства, жена Вишну, который созидатель. На самом деле, Вишну переходит в Шиву, Лакшми - в Парвати и наоборот, и даже эскапады между полами случаются с завидной легкостью. Чтобы лишний раз убедиться в собственной правоте касательно тождества поли- и монотеизма, достаточно побеседовать с простыми индийцами. Когда мы говорим "элохим", то не разделяем функций, а когда "лакшми" - взываем к специализации, вот и вся, grosso modo, разница.

По карте Бомбея видно, что храм стоит на берегу моря, но про качество карт уже неоднократно говорилось в этих записках. А про море скажу вот что: никогда не приходилось жить так близко и так далеко от моря. Город - сам по себе, море - само по себе, с единственным пещерным исключением, о котором, возможно, в другой раз (в смысле, точно не в этот).

Зная про карты и про море, когда мы увидели кудрявый открытый павильон, то решили, что уже пришли.



Там приятная дама на хорошем английском объяснила в очередной раз о том, что все разное, и все одно. Когда я сообразила, что идолов многовато разных, она же сообщила, что это - не храм еще, а его преддверие, нечто вроде часовни всех святых, нужно идти дальше. И мы пошли.

Собственно храм - XVIII века постройки, но на его территорию попадают гораздо более старые строения. Т.е. Бомбей был выстроен все-таки не совсем на пустом месте. С другой стороны, в стране, вернее даже на субконтиненте, в котором между Хараппой и колониальными разросшимися фортами мегаполисов не было, вряд ли имелось так уж много пустых мест. Люди жили везде, не сбиваясь в большие стаи.

Старый, доколониальных времен, храм, если не ошибаюсь, Вишну.



Прекрасные резные камни и куча всякого мусорного пластика. Как повсюду в этой стране, где есть прекрасные резные камни.



Внезапно выходим из огороженного храмового пространства и видим улицу, которая предположительно ведет к храму.



Чем дальше идем, тем больше специализированных лавок, с кусками кокосов, красного полотна с позолотой, цветочных гирлянд - легко обретаемые жертвы богине. Не покупаем, ибо неправительно принесенная жертва хуже отсутствия жертвы. Как и практически повсюду в этом странном вояже, мы здесь единственные европейцы. Пройдя по улице, оказываемся у подножия холма. Вверх ведет бетонная лестница, по бокам продолжаются лавки. Фотографировать нельзя, та тут уже и не до фотографий, плотная толпа несет вверх.

Место серьезное. На половине подъема стоит загородка, за ней - стол, за которым восседают двое вооруженных охранников в форме, разнополые. Нормальные верующие оставили сандалии в самом низу, в куче, без охраны. А мы - vipы, и наши тапки отправляются под стол охранников.

Поднявшись до вершины холма (он, видимо, естественный), мы все еще не вошли в храм. Впрочем, вход размазан, ворота отсутствуют. Храм расположен на нескольких уровнях, террасами спускающихся, действительно, к морю. Видели прекрасных полуголых жрецов, приносивших жертвы с песнопениями: цветы, кокосы и благовония летели в яму, из которой вырывался огонь. Принесли жертвы и мы - денежные. Монеты надо было клеить к стенке, и если они прилипали, считалось хорошо. А если не прилипали, то падали в ящик с длинной щелью. Подозреваю, что и прилипшие тоже, в конце концов, падали в ящик.

Идолов мало, страшных нет совсем. На одном из самых низких уровней - столовая, не понятно, платная или нет. Видимо, бесплатная, но предполагаются жертвы. И, наконец, сооружение спускается к морю, от которого, как водится, отделено решеткой с обрывками жертвенных предметов.



Записываю по памяти, через несколько месяцев. Когда находишься в таком месте, память, вообще говоря, отключается. Записки сразу по факту сделать тоже сложно - остается амрфная мешанина из битых кокосов, красных и желтых пятнышек на темных лбах, обрывков запахов. В таком месте хочется стать невидимым, чтобы понаблюдать спокойно подольше. Но ты чужероден в толпе, и она подталкивает тебя вперед, спасибо что позволяя пройти через. Не гонят, но и остаться не позволяют.

В лавке на выходе покупаю маску Лакшми. И ныне, и присно самая пошлая из моих настенных игрушек.

В глубине, если приглядеться, виден вытянутый розовый купол. Махалакшми и есть.
Tags: india, Индия, путешествия, религия
Subscribe

  • Тетеньки и пр.

    Обычное польское объявление о съеме курортного жилья выглядит так: "Семья с двумя ангелочками (вариант: две барышни без чуваков и спиногрызов)…

  • Облетевшие листья

    Я добралась до двухнедельных каникул и даже ликвидировала огромную задолженность по проверке домашек. Вот чем, в частности, я занимаюсь сейчас:…

  • К 135-летию

    Не замечала, что у Гумилева был такой профиль. Анфас - поэт, в профиль - нет.

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments