Æ (alta_voce) wrote,
Æ
alta_voce

Categories:

Rennes-le-Château - Ренн-ле-Шато - церковь

Путь в Ренн-ле-Шато оказался достаточно длинным и тернистым, чтобы задуматься: а нужно ли мне туда, а можно ли мне туда. В конце концов стало понятно: да, нужно непременно, смиренно и мистериально, ибо за этой медиа-затасканностью стоят очень серьезные и глубокие вещи.

Я не совсем понимаю, зачем это пишу. Тому, кто в теме, комментарии не нужны. Тому, кто не в теме, - тем более. Видимо, месседж предназначается все-таки первым - тем, кто прекрасно понимает, о чем речь, но не имеет пока возможности добраться в пиренейские дебри. Если же возможность такая маячит в перспективе, лучше под кат не ходить. Тех же, кто (случайно) не в теме, отошлем для начала хотя бы к такому факинг мануалу: "Священная кровь и священный Грааль". Это только одна из книг на тему, ссылку именно на нее я даю потому, что 1) она не самая плохая в своем жанре, б) существует в сети по-русски и в) лишний раз напоминает, где сдул Дэн Браун.

Здесь, как на пружинке, выскакивает вопрос: а нужно ли копаться в альтернативной истории? В частности, в альтернативной истории религии. Люди верят в то, что Сын Человеческий погиб на кресте и вознесся к Отцу. Зачем поселять в этих чистых душах сомнение? Тем более, делать это по-русски, когда, казалось бы, удалось наконец выбраться из мрака советскго атеизма. Из людей же ортодоксально, тем или иным способом, религиозных, одни воспринимают любую альтернативу (или попытку реконструкции плоти вокруг канонизированного скелета Евангелий) как кощунство. Другие же говорят: "ну да, мы всегда говорили - никакой не мессия, обычный проповедник, каких были тысячи при римской оккупации".

Правда же состоит в том, что 1)она, правда, многолика; 2) обожествляемое обожествляемо. Умер ли Царь Иудейский на кресте или нет, осталось ли у него потомство или нет, или и то, и другое одновременно - не суть важно. Мифологемы известны, и, значит, верны. А относиться к мировой религии без должного уважения, что бы там новое ни открылось, как минимум гммм... опасно.

Происходит, на самом деле, очень важный процесс. Христианство вернуло и доказало свою изначальную мистериальность даже в глазах толпы. Оной толпе неожиданно или закономерно открылся новый слой. Любой профан, ежели не дурак, поймет: это только начало. Морально-этическая трактовка Евангелий может смело отправиться в музей. Знания не нужно бояться, какой бы крамолой оно вначале ни попахивало. Мист же тоже доволен, особенно если он свободен от клятв.

Изложить историю в подробностях я не смогу, потому что она практически бесконечна. Объективная канва содержится в книге Байджента и К° (см. ссылку выше). Другими источниками (особенно пост-ден-браунского происхождения) забиты книжные лавки повсюду (особенно в Ренн-Ле-Шато). Итак, бедная церковь в пиренейских дебрях, которую застал в руинах свеженазначенный священник, коренастый местный уроженец, Беранже Соньер. На одолженные у прихожан деньги он принимается реставрировать церковь. Реставрация незаметно переходит в серьезную перестройку. В частности, на фасаде появляется знаменитая надпись terribilis es locus iste.





Первая опасность и первая западня, конечно, в эстетическом разочаровании. Что это за пошлые желтые изразцы над порталом?





Противостоять трудно. К примеру, здесь (фр.) некий человек (отпрыск, кстати, фамилии Отпуль) делится своими впечатлениями от церкви, которые противоречат событиям, с ним же происшедшими. Все церковные украшения, всё, что привнес и перестроил Соньер, охарактеризованы как всем китчам китч: дурацкие сладенькие цветочки, пошлейшие статуи и пр. Меж тем, фотоаппарат рассказчика в церкви почему-то отказал, хотя и был отменного качества. А какой-то даме рядом с рассказчиком, стало плохо, да и он сам почувствовал потребность немедленно выйти на воздух.

Чего-то такого ожидала и я. С фотоаппаратом случилось подобное на одной выставке, в Мексике. Правда, это был другой аппарат. Но дело не в марке. В Рио же колоссальная статуя Христа, стоило к ней подняться, оказалась окутана густейшим туманом (здесь об этом в рифму). В заряженных местах может стать физически плохо, на грани обморока, бывало уже.

Но я все-таки добралась, и фотоаппарат сработал в меру моих умений, и обошлось без обморока. Теперь, правда, у меня другая проблема: чтобы добраться до этого места в рассказе, пришлось перезагружать компьютер раз, как минимум, десять. Таким образом, Силы все-таки сопротивляются изложению. Может быть, еще не время. Может, я не то говорю. Но говорю я сравнительно мало, а картинки целы, и вы их увидите.

Наибольшее возмущение ортодоксов от иконографии вызывает присутствие в церкви голубоглазого Асмодея - в сущности, черта с рогами.



Местные комментаторы, при всей скромности оценок (допустим, Реда, т.е. Ренн-ле-Шато не считается столицей вестготов, а Эмма Кальве - любовницей Соньера), увидели очень многое в этой статуе. Пальцы одной руки, сложенные в кольцо, сложным образом отсылают к той самой картине Пуссена, вернее, к ее прототипу из окрестностей Ренн-ле-Шато), пальцы другой руки, лежащие, все пять, на колене - cinq (sur le) genou - к St. Gеnès, патрону комедиантов. Именно в день Св. Генезия родилась мадам д'Отпуль, надгробие которой на местном кладбище с чудовищной методичностью разгромил отец Соньер.

Над головой Асмодея, и над чашей со святой водой - инициалы заказчика или, если угодно, сионова братства.
Еще выше - надпись "СИМ знаком победишь" - не совсем каноническое воспроизведение мантры Константина накануне крещения. Тогда ему, как помним, явился висящий к воздухе крест. Здесь же никакого креста, как будто, нет.



Крест все-таки есть, еще выше, над головами ангелов, формы не вполне традиционной, и указующий перст направлен не на него.



Статуя Асмодея невысока, поэтому, чтобы рассмотреть ее как следует, необходимо перед ней присесть, т.е. воспроизвести позу. И стать третьим в компании, в которой
уже состоит его статуя-близнец Асмодея - Иисус в позе посвящаемого.



В этой церкви, как и во всем феоде Соньера, немало пар и отражений. Вот Мария и Иосиф за алтарем. У каждого на руках - по младенцу. Один - царь земной, другой - царь небесный. Один - Иисус, другой Варавва, т.е. сын отца.



Имеется два Антония Падуанских. Правда, только один Св. Рох. Почему именно он? В церкви не так много статуй. Может быть потому, что родился с красным крестом на боку?


На алтарном барельефе - Магдалина. Храм-то, собственно, ее и есть.




Она же в честных трех измерениях


Схема церкви


Кафедра


Народу на удивление мало. Вошла дама в чем-то мантиеобразном, с инструментом, напоминающим небольшую арфу. Села на лавку и красиво запела на кельтском языке. Это был гимн Праматери, вероятно.




Продолжение следует. Усадьба Соньера.

Кросспост - france_province.
Tags: Франция, история, культурологические спекуляции, путешествия, средние века, типа эзотерика
Subscribe

  • Via Fati all the time

    Так получается, что новопреставленный – не кто иной, как мой герой Аристарх. Родился на Керкире, сложными путями оказался на варварском…

  • Тетеньки и пр.

    Обычное польское объявление о съеме курортного жилья выглядит так: "Семья с двумя ангелочками (вариант: две барышни без чуваков и спиногрызов)…

  • Облетевшие листья

    Я добралась до двухнедельных каникул и даже ликвидировала огромную задолженность по проверке домашек. Вот чем, в частности, я занимаюсь сейчас:…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments