Собрали новую выставку. Как водится, немножко из местных коллекций, немножко привозного.
Это очень хорошо. Без дураков и натяжек хорошо. А идеал - где он?
Анри Мартен родился в Тулузе и должен был стать торговцем сукном, что ли. Но получил стипендию и поступил в Париже в студию исторической живописи. В 20 лет рисовал так:
Автопортрет в образе Иоанна Крестителя.
(Мыльницей да без вспышки - это Рабинович напел, конечно. Но ставлю все-таки, в сети толком ничего нет.)
Автопортретов на эту тему было несколько. Мартен признавал свою роль Предтечи. Трагедия его жизни была не в этом, а в том, что Мессия так и не появился. Потому что в этих сферах любой пророк оказывается на деле лжепророком. Таков первородный грех искусства.
Нужно отдавать себе отчет, что те, кто ныне считается лучшими художниками рубежа веков, в большинстве своем - хулиганы от искусства. Сейчас история начинает пересматриваться. Да, это не теогония, это земное. Но тем не менее, все-таки.
Итак, Мартен. Такие мрут молодыми, а этот жил. Длинная и успешная жизнь, сотни полотен, часто огромных. Деньги и связи. И суровые, мрачные лица на поздних автопортретах, но уже без Иоанна, тот умер молодым.
("Каждому - его химера", по мотивам "Le Spleen de Paris")
"Муза"
"Поэтессы на берегу озера" :-)
Правильный этюд должен быть похож на стершуюся фреску, только тогда он чего-нибудь стоит.
"Трубадур", набросок.
Символизм первой половины жизни неожиданно (?) сменяется пасторальным, оправданным пуантилизмом. Но пророчество (о пророчестве) было не в этом, ибо в начале XX в., на газетных фотографиях, уже слишком хорошо просматривались пиксели.
Покупает несколько домов в Лот-и-Гаронн, в Койюре, еще где-то, чтобы чаще ходить на пленер. Солнечный свет разбивается бликами, везде и где угодно. Примерно в этом состояло пророчество. Нужно ждать всегда, постоянно, не забывать и не отчаиваться.
Койюр.
А в 80 лет - опять вот такое.
"Елисейские поля", 20 квадратных метров пуантилизма. Без бумаги, заметьте, не обойтись и в раю.