Æ (alta_voce) wrote,
Æ
alta_voce

философия поэзии - 2

(начало)

Поэты – это избранные, казалось бы, со своей уникальной судьбой. Да, это отчасти так. Но и эта, уникальная, поддается описанию. И так ли уж она уникальна? Она соответствует естественным ритмам человеческой жизни. Прежде верховные жрецы проводили адепта через систему инициаций, стерильно вскрывали возрастные нарывы. Теперь этого нет. Можно полагаться только на судьбу, а она, по счастью, не дура.
Рассмотрим же периоды стандартной поэтической судьбы, дав им ирландские имена, ибо схема очень похожа на ирландские иерархии. Она проще, конечно, нам ныне не до дюжины ступеней.
Речь пойдет о людях, считающим поэзию делом своей жизни. Рифмачество в качестве заполнения досуга – не в счет. Возрасты, разумеется, условны, как и все в этих зыбких сферах. Прежде жили интенсивнее, ныне – инфантильнее. Но все-таки циклы в 11-12 лет соответствуют человеческой природе и более-менее сохранялись от эпохи к эпохе.


0) Детская поэзия. Это значит, поэзия, написанная детьми, а не для детей. Я даже ирландского термина здесь не даю, потому что считаю его в данном случае необоснованным.
Барт («Мифологии») здесь все или почти все сказал. Худшее, что можно сделать с несчастным ребенком – начать лепить из него вундеркинда путем подправления рифм и искусственного раздувания славы. Это относится не только к поэзии, кстати. Детские стихи, как правило, тривиальны, судьба поэтических вундеркиндов трагична.

1) Юношеская поэзия (мабиноги), 15-20 лет.
Первое чувство вдохновения, первые стихи. Все, что написано во всяких стихах про льдинки, росы, бури и ураганы, может начаться уже в этом периоде. Таким образом, все определения поэзии чистыми поэтами вроде Пастернака зависают в этом первом периоде и дальше не идут. А период этот мало что значит, на самом деле. Главное начинается потом.

2) Послушничество (ват или уат), 21-22 года.
Переломный период. Длится год всего, а значит невероятно много. Ночные бдения, откровения, горячка, безумие. В этот год решается, будет поэт поэтом или нет. Он это сам решает. Уже в этот период может открыться третье око и панорамный взгляд на вещи.

3) Молодая поэзия (суи), 22-27 лет.
Поэт уже овладел техникой, свойственной эпохе. Страсти немножко подулеглись. На фоне послушничества может появиться ева ли не ощущение застоя.
Две основных модели поведения:
а) восходящая – поэт нагл, презирает авторитеты, считает себя полностью состоявшимся, первым, пупом земли; при этом авангардизм вовсе не обязателен.
б) нисходящая, упадочническая. Такие умирают на этой стадии, чаще всего в конце ее. Вполне физически умирают.

4) Вторая молодость или первая зрелость (бард или фили), 27-37 лет.
Меньше терзаний, меньше наглости, больше уверенности. Критическое восприятие собственных молодых стихов. В конце периода поэзия как будто исчерпывает себя. Года клонят, но не к суровой прозе, а к другому, чего поэт не видит, не может разглядеть. Чувства остывают. Если главной темой была любовь (а это куда как правильно), поэт может остаться без темы вовсе. Если поэт не находит себе новых ориентиров, он погибает в конце этого периода. Хорошая развязка - самоубийство, замаскированное под убийство или болезнь. Лучший пример – Пушкин. Худший пример – Высоцкий (а что, вполне себе народный поэт!).

5) Жреческий период (друид), 36-40+
Успешно преодолен кризис «среднего поэтического возраста». Видит насквозь все и вся – про-видит. Никогда не ограничивается только стихами, часто пишет эссе, иногда – романы, редко – рассказы. Если не срывается, если не трагические обстоятельства, доживает лет до 80 с небольшим. А Судьба, как сказано, не дура, если в первую половину жизни она всячески казнит, изводит и уничтожает поэта, то теперь, когда испытания выдержаны, в принципе к нему благоволит. От 12-летия к 12-летию происходят стилистические и прочие изменения, но они незначительны. Даже если предстоит стать архидруидом.

6) Поэтическая в хорошем смысле старость (архидруид), не раньше 60 лет.
Этот переход гораздо более мягок и плавен, чем все предыдущие. Верховный жрец par excellence. Никакой дряхлости. Полная ясность ума и подвижность тела. Золотая поэтическая старость. Цель жизни достигнута. Смерть наступает легко, по желанию.

Какую практическую пользу может принести такая классификация? Как минимум, она способствует поддержанию разумной поэтической гигиены. Предвидение своих инициаций дает понятие о том, как себя вести. Допустим, крупные перемены, способные иметь долгосрочные последствия, как-то женитьба, деторождение, эмиграция, следует затевать в начале периода, а не в конце, чтобы не расхлебывать потом чужое. Инициации можно ускорить или оттянуть путем принятия каких-либо (пунктуальных) решений: поездки, встречи. На смене периодов выплескивается мощнейшая энергия, способная как залечить болезни, так и спровоцировать новые, от которых уже не будет спасения. Здесь много следствий, и понимание поэтических возрастов способно предотвратить многие дурацкие ошибки.

Почему я сейчас об этом. Во-первых, как сказано, к слову пришлось. Во-вторых, попытки обсуждать с практическими поэтами эту тему выявили полное непонимание. О чем, это собственно? и большие невинные круглые глаза в упор. Что за просвещенность такая? Я закончил школу, закончил университет, и на пятерки, между прочим, учился. Кое-что читал, ямб от хорея отличаю, что мне до каких-то идеализированных ветходревностей?! Поэта не интересует при этом даже история его (высокого, но) ремесла. И прет халтура мегабайтами. Что вижу, то пишу, и хорошо, и все довольны.
Еще пакость скажу. Сорри, наболело. Современная поэзия напоминает блочный дом с крошечными квартирами. Соседей по лестничной клетке иногда сближает общая уборка этой лестничной клетки, а иногда они незнакомы вовсе. Иногда кто-то кому-то стучит в стенку и мешает жить. Чужим борщом пахнет иногда. Обитатели дома, м.б. и знают, что можно жить, например, в замке и глядеть как волны разбиваются о скалы, как луна в полночь цепляется за верхушку донжона, но... так теперь не живут. А если кто-то и не хочет в пятиэтажку, его все-равно упекут, и пусть еще спасибо скажет за крышу, а то гулять иначе по бездомностям.
Впрочем, пятиэтажки бывают двух видов. Традиционалисты воюют с авангардистами. Самая глупая и близорукая классификация, которую можно придумать. Авангард – стихийная поэзия, традиция (100-200летняя), в общем – тоже. Но отрицать на корню ради отрицания – идиотизм. Надо сначала изучить, а потом уж говорить, хорошо или плохо. Спор этот неразрешим, потому что поэзия необъяснима исходя из себя самой. Чтобы хоть как-то что-то понять, нужно погрузить объект изучения в какие-то более общие структуры. Этим-то я сейчас и занимаюсь.
Я не вижу границ между поэзией и прочими гуманитарными дисциплинами. Если и есть стена, то она берлинская и надобно ее разрушить, а не городить китайскую грамоту о том, что философия и поэзия – разные вещи.

Спасибо за долготерпение.
Tags: поэзия, философия поэзии
Subscribe

  • Орсиваль, Сан-Нектер

    Эти две деревни – близнецы-сестры. Импозантная романская церковь в центре, пару улиц вокруг. В важных центрах такого размера церкви, как правило не…

  • Клермон – 2

    В Клермоне хлестало как из ведра с минимальными просветами. Радикальный город, убеждаюсь опять. Мы уже были тут много лет тому, в машине с летними…

  • Клермон-Ферран - I

    Публика любит позлорадствовать: что за город? Скучный, нет ничего интересного ни внутри, ни снаружи. Это совсем не правда. Во-первых, отсюда…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments