Что на самом заднем плане - могу только гадать. Слоем ближе: слева - форум Траяна, рынок. Справа - родосская рыцарская ложа, водруженная поверх какой-то руины имперского периода, одно из самых-самых зданий в Риме, на мой извращенный вкус. На переднем плане - руина нового времени. Целый квартал добротных каменных зданий с уютненькими бело-синими кафелями в 20-30х годах XX в. был снесен, чтобы открыть вид на форумы. Теперь здесь проходит Via dei Fori Imperiali.
Вот и вопрос: что сохранять, что рушить, какой ценой и в каких пределах. Заметим сразу, что любовь к старине нова. Ей лет 100, не больше. Если какой-нибудь Сенека порицал современников за то, что они ломали старые бани и заменяли их новыми, то речь шла о порицании роскоши, но не о небрежении историей. Если старое обветшало, вышло из моды, просто надоело, его надо снести и построить новое, дом ничем не лучше платья - и то, и другое должно быть практично и по моде. Если есть деньги, нужно рушить старое и строить новое - именно так считалось во все времена, вплоть до эпохи барона Османна. В Париже деньги были. Поэтому он никогда не сравнится с Римом, в котором, по счастью, деньги были не всегда. Патриции существовали на руинах, разбирали их помаленьку, чтобы строить свои дома и церкви, но разломать до конца так и не смогли. Именно разруху, в меру благородную бедность и следует благодарить за то, что город сохранил многослойность. А любовь к старине уж потом пришла. За нее частью нужно благодарить особый художественный жанр: знойные италианки с распахнутых блузах на фоне величественных руин и буйной зелени. Частью же - старение культуры, если не умирание ея.
Да, мы - некрофилы, мы признаем это и гордимся этим. Нормальный практичный римлянин имперской эпохи, завидя ненормальных неоварваров, едва ли не молящихся на битый мрамор и даже кирпич, схватился бы за коротко остриженную голову: раз уж случился такой конфуз, раз уж варвар порушил все нафиг, нужно зачистить разруху и выстроить новое. По моде времени.
А мы? Если развалится блочная пятиэтажка, будем ли сохранять ее?
Вот наше некрофильское слабое место - нам жалко древнего, а вчерашнего нам не жаль. Страстью к сохранению мы отличаемся от людей прежних эпох. Страстью к разружению вчерашнего сходны с ними.
Нам не жалко домов, снесенных возле форумов. Хотя и умиляемся сохранности бело-синего кафеля. Мы порадовались, когда сбрасывали с постаментов ильичей всяких. Спрашивается, чем ильич хуже Нерона? Только ли тем, что на 2 тыс. лет моложе? Нет, не только. Но тут уже нужно вдаваться в метаисторические и религиозные тонкости. Grosso modo ситуация вполне стандартна: на наших глазах уничтожается (вчерашняя) история, а мы ликуем. Так в эпоху Флавиев ликовали, разбивая статуи того же Нерона. Так ликовали первохристиане, уничтожая языческих идолов - прекрасные статуи. Прекрасные, но новые. Шаблонные, ширпотреб. Малопристойным этим изваяниям лет сто было, не больше. Чего тут жалеть? Что там с зиккуратом на Красной площади? Неплохо бы взорвать, право.