Место, меж тем, бойкое, замечательное, как минимум, в двух отношениях. Во-первых, церковь возведена Константином Великим поверх гроба апостола Павла. Во-вторых, эта полуторатысячелетняя церковь погибла в начале XIX в., но была быстро восстановлена, с миру по нитке, в первоначальном виде. То есть как бы и новострой, но вполне по раннехристианским, а, значит, и античным канонам, что позволяет вообразить, как "это все" выглядело, когда не лежало еще в руинах, до готтов всех и норманнов, до устройства каменоломен на местах прежних имперских сооружений. (Здесь ссылка на итальянский сайт.)
По этим же причинам следует не обходить вниманием мемориал Витторио Эмануэле. Впрочем, не в пример базилике, обойти его трудно - он посреди Рима и огромен. И хорошо. Да, помпезное строение. Да, пошловатое. Но вполне по канонам. Нерон, полагаю, не побрезговал бы этой округлой колоннадой в качестве мелкой хозяйственной пристройки.
Базилика. Фасад. Павлу без Петра трудно.
И колоннада.
Павел, кудрявый.
И Петр опять.
Рядом языческие штучки, и нимб нам не помеха.
Внутри. Без вспышки - нечетко.
Портреты Пап. Все в тени, кроме ныне здравствующего. Просты наши символы. А реалии еще проще.
Сохранившийся осколок старины.
Гроб Павла.
Светильник.
И вдруг началось. Религиозное шествие. С песнопениями под гитару - такими как надо: с умеренным надрывом, на вульгарной латыни, искренними, с уважением к ризам и рясам. Что за культ? Бог весть. По счастью, жизнь еще способна чем-то умеренно удивить.
Это был день Пурима, кстати. Два этаких религиозных экспириенса в один день - это много. И там, и там - дешевый атас и хохот. Потому что слезы уже выплаканы давно и по другим поводам.
По пустому и огромному храму процессия неумолимо приближалась к алтарю.
Жрецы стали у алтаря, паства сгрудилась вокруг, и все продолжалось уже статично, песня длилась, акустика в храме превосходная. А мы вышли вон.
Поглядели на обломки прежней церкви.
И нырнули в метро. А выбравшись на поверхность, как сказано, монумент Витторио Эмануэле обойти невозможно.